Вос-Приятие и Вос-Питание или Перед тем, как...
То, как родитель, воспитатель, педагог, учитель относится к ребенку (или люди друг к другу), то, что будет делаться в этих отношениях: что будет предлагаться, на что нужно будет ориентироваться, линии поведения, система оценки – все это уже последствия одного единственного фактора – начального восприятия. Говорят, что первый взгляд многое определяет. Дело в том, что при первичном восприятии происходит вписывание другого человека в собственную систему взглядов на жизнь и мир в целом. Такая система есть у каждого человека, кем бы он ни был и чем бы ни занимался. Это – система мировоззрения, своя точка зрения, откуда идет отсчет всему вокруг и вовнутрь себя. В этом смысле – у каждого существует своя философская позиция в жизни, каждый на эту философскую позицию опирается и выстраивает на ее основании свое восприятие. Мировоззрение изменяется с изменением жизненной философии, которая состоит из опыта, знаний, анализа и интеграции, удовлетворенности, смыслов и верований. Принято считать, что с возрастом человек становится мудрее. Качество жизненной философии и мудрость, а также уровень мировоззрения связаны между собой. Поэтому на взгляд одного человека – вы – просто совершенство, во взгляде другого – почти чудовище. И где действительно воздействует ваша самость, индивидуальность, личность, а где вы – функция, элемент, частица системы другого человека – трудно определить сразу. Нужно проверять.
Любое общение – это действие пограничное. Никто не в состоянии сохранить свою целостность в контакте. Все нарушается, приходит в движение и взаимодействие. Норма становится относительной и подвижной. И только по окончании встречи, контакта можно судить и оценивать, вырабатывать отношение и приходить в себя в буквальном смысле этого понятия.
Есть еще одна сложность в вос – приятии, проживании, вос – питании жизни. Любой контакт, пока продолжается жизнь человека, не может быть по-настоящему завершен. В любое время возможен возврат к отношениям с другим человеком, к впечатлениям от былого, к ощущениям уже знакомым. И, продолжения уже невозможны с “чистого листа”. Это похоже на спираль без конца.
Так происходит накопление, но никак не освобождение от опыта и знаний. Поэтому мудрость – это плотный клубок, а философия – длинная нить. Узор мировоззрения зависит от количества и качества нитки – ее цвет, ее спутанность или гладкость, узелки или ясность определяют как один человек принимает другого и чем он может его питать.
Системы восприятия и последующего взаимодействия – воспитания – особенно важно отслеживать в отношении детей, т.к. они не в любом возрасте могут сказать “нет” и вступить в конфронтацию. Во всяком случае сознательно. Если детей не устраивает подход к ним – они, безусловно, сопротивляются – болеют, ломают себе что-нибудь, вредничают. Но сознательно не согласиться и отстоять себя в чужой системе восприятия они все же не могут (да и не каждый взрослый способен такое отследить и прояснить).
Нутром, сущностью, интуицией, ощущением каждый чувствует – угадывают, т.е. распознают его, либо ему что-то навязывают, не замечая про него ничего, не узнавая о нем действительно. Как ощущается такое восприятие? В основном по двум ярким переживаниям – либо это чувство страха и как результат защиты – возмущение, гнев, аутоагрессия; либо чувство интереса и, как результат: возбуждение – присоединение в контакте к собеседнику, желание что-то сотворить и придумать. В первом случае, когда главным и определяющим является система восприятия и воспитания чужого человека, а не Я сам, каковым Я являюсь и каковым проявляюсь, страх или агрессия связаны с реакцией на насилие. Чувствует человек это как угрозу, что с ним что-то будут делать, его будут исправлять, что-то в нем не замечать, игнорировать и куда-то его растягивать, наращивать чуждое, так бывает в случае недооценки, унижения или в случае обратном – переоценки, идеализации. Страх и агрессивная защита – обеспечены в таком взаимодействии.
Во втором варианте интереса и последующего возбуждения человек чувствует внимание, подлинность, признание и охотно добровольно идет на изменения, необходимые для более качественного контакта с тем другим, чужим, который вносит в поле иную систему философии и мировоззрения, но не грозит ею, а готов к трансформации и прилаживанию. Естественно, сильное изменение недопустимо, т.к. грозит дестабилизацией и утратой образных конструктов, поэтому изменения, некий компромисс, готовность уступить и пойти навстречу друг другу тоже имеют свою длину и величину.
И чтобы гибкость не нарушала сохранность и структуру собственных систем жизни – люди преимущественно сближаются с похожими системами, либо взаимодополняющими (как половинки яблока). Схожесть и поиск “своих” занимает у многих людей очень много сил и времени в жизни. Нахождение, обретение “своих” является хорошей поддержкой и приносит уверенность и успокоение. Комплиментарные встречи, союзы, отношения также ужимают поиски и спасают от “пустыни одиночества”. Однако в таком взаимодействии руки скорее связаны, чем свободны. Важнее держаться друг за друга, чем ощущать рядом плечо единомышленника. Поэтому счастье здесь является центростремительным, замкнутым в себе. И то, что противоположности притягиваются – скорее служит целям развития и проживания чувств и ощущений от разницы (различия обычно пугают и раздражают, даже отвращение вызывают) – и все это через кризис. А вот воссоединение “похожестей” способствует естественному росту, сосуществованию и присутствию, основанному не на фрустрации, а на поддержке и понимании. Пути роста или развития в жизни обычно чередуются, а приоритетность каждый выбирает для себя.
Итак, имея собственную философию жизни, свой взгляд на мир, понимая, что норма – посередине реки относительна, а жизнь отношений завершается не так легко, как прописано в книгах, можно признаться себе в том, какая модель восприятия и какая система воспитания является вашим кредо в отношениях с людьми, а главное с вашими детьми.
Существует модель педагогическая, в которой другой воспринимается как недоделанный, недоученный, необразованный человечек, которого следует питать – воспитывать путем обучения, научения и учения. Скажем прямо – модель эта имеет в себе много насильственных тенденций под девизом “благими намерениями”. Ребенок, попадая под влияние педагогической модели восприятия и педагогический системы воспитания, получает опыт переделывания и знание о себе, как о нетаком, неполном, неумелом; а испытывает под педагогическим воздействием давление, насилие, обесценивание, боль.
Схожей моделью восприятия и системой воздействия является медицинская модель. Человек считается изначально больным, разрушенным, ненормальным и его усиленно лечат. Неудивительно, что инвалидизированное представление о своей природе получает и ребенок, выходки которого, обычные детские эксперименты, принимают за нарушения; когда реакции ребенка, которые пугают или расстраивают родителей, стремятся оформить в диагноз и срочно вылечить. Речь здесь идет преимущественно о психологической, эмоциональной жизни человека, но которая зачастую определяет и физическое состояние, область психосоматики. Лечащее воспитание растит калеку с неустойчивой ценностью себя и нездоровыми способами контакта с миром. А медицинское восприятие направлено на поиск больного, которого легко обнаружить в условиях плавающей норма и собственной решетки-мерила, прикладываемой как линейка к каждому, кто отличается. Девиз такой модели – “ради спасения”.
Еще одним примером системы, основанной на насильственном принятии и питании является система совершенствования. Этот “милый” способ неуважительного отношения к тому, что есть, похож на средневековую дыбу. Прогресс этой модели в том, что то, что из себя представляет человек – принимается на короткое время, а уже через секунду предлагается система изменения в лучшую сторону. Позиционируется движение к совершенству, презентуется идеал. Ничего страшного нет, даже наоборот, ведь к лучшему стремимся. Подвох – в том, что ты, конечно, существуешь, но так далеко от совершенства. Насилие здесь принимает тонкие психологические формы. Управляет ситуацией чувство стыда – “ты можешь быть лучше” (в отличие от педагогической модели, где преобладает чувство вины за недоделанность и недоразвитие и медицинской, где ведущее чувство страха – “я такой умру, если не буду лечиться”). Как говорится, “лучшее – враг хорошего”.
Какая же модель восприятия и какая система воспитания являются той самой?!
Я не могу ее назвать. Наверное у каждого она – своя. Важно, чтобы во взгляде на другого человека не сквозила оценочность по системе баллов, диагноз или несоответствие идеальному образу. Важно, чтобы сохранялось уважение ко всему, что существует в человеке на данный момент как к совокупности его опыта, взглядов, ценностей. Можно не соглашаться и не принимать любого человека. Хорошо и даже полезно сторониться сильного различия. Быть чутким к себе в ситуациях невозможности понять мир другого, и если надо – избегать таковых иных. Однако признать право любого человека на тот образ себя и образ своей жизни, который он ведет и не нарушать его насильно лечением, учением и улучшением – будет уважительным отношением к другому человеку. Важно не оказывать давления, “спасая”, не “причинять счастья” насильно, и даже намеком на лучший облик не оскорблять другого человека. И вот тогда, как все гениальное – просто, человек, почувствовав себя рядом с вами Человеком-таким-как-он-есть-сейчас, будет готов на многое. И, возможно, он преобразится – но это будет уже его выбор.